Как сложились карьеры и судьбы актёров из комедии Игрушка

Как сложились карьеры и судьбы актёров из комедии "Игрушка"

Француз с армянскими корнями Франсис Вебер придумал и снял почти все культовые фильмы с Пьером Ришаром: «Невезучие», «Папаши», «Беглецы», «Дальше некуда», два фильма про «Высокого блондина» и, конечно же, «Игрушка». Дружба и сотрудничество Ришара и Вебера начались с «Блондина», поставленного по сценарию Франсиса Вебера. Познакомились они несколько раньше, на съёмках телефильма, сюжет которого придумал Вебер, но связал их именно «Блондин». А «Игрушка» — это такой пустячок, который Вебер сочинил ещё в начале 1960-х, убрал в стол и почти забыл про него. Но однажды в разговоре с Ришаром Вебер к слову вспомнил старую историю, послужившую основой рассказа про игрушечное «рабство» Франсуа Перрена (в пяти фильмах по сценарию Вебера Ришар играет Франсуа Перрена). Так вот, как-то Вебер во время прогулки по улицам Парижа наблюдал, как маленький мальчик в окружении толпы нянечек и продавцов с сумками, набитыми новыми игрушками, рыдал и сквозь слёзы причитал: «Мой папа вас всех уволит!» Ришара заинтересовал этот простой, но яркий случай, он попросил почитать рассказ, а, прочитав, уговорил Вебера написать по нему сценарий. Вебер давно лелеял мечту самому снять фильм, в этом его поддерживал Ришар, сам уже попробовавший свои силы в режиссуре, поставив «Рассеянного». «Игрушка» стала режиссёрским дебютом Франсиса Вебера.

Журналист Франсуа Перрен — Пьер Ришар

Журналист Франсуа Перрен - Пьер Ришар

Слева направо: Пьер Ришар в фильме "Счастливчик Александр" (1968), в фильме "Игрушка" (1976) и в спектакле "Мистер Икс" (2021).

Все биографии Пьера Ришара обязательно рассказывают о том, что у него было два очень разных деда. Один, богатый аристократ, был против того, чтобы Пьер стал актёром. Ему вообще не нравилось, что его сын связался с простолюдинами, поэтому он порвал отношения с непокорным внуком, поступившим учиться на актёра. Другой, бедный рыбак, всячески поддерживал юного Ришара в его актёрских начинаниях. От первого деда Ришару досталось длинное аристократическое имя Пьер Ришар Морис Шарль Леопольд Дефаис, а от второго — путь в профессию, сделавшую его любимцем миллионов зрителей по всему миру.

Как сложились карьеры и судьбы актёров из комедии "Игрушка"

Пьер Ришар в детстве и юности.

Судьбоносным для Ришара стал фильм Ива Робера «Счастливчик Александр». Потом Ришар при содействии Робера сам снял и сыграл главную роль в «Рассеянном». Укрепил статус звезды фильм «Высокий блондин в чёрном ботинке» (1972), где сошлись Робер (режиссёр), Ришар (актёр) и Вебер (сценарист).

К 1976 году, когда на экраны вышла «Игрушка», Ришар уже был одним из ведущих комиков французского экрана, и у него уже была своя кинокомпания. И сложившийся экранный образ тоже был. Поэтому французские зрители были озадачены и немного разочарованы «Игрушкой». Они ждали от Ришара больше ужимок и гэгов, а тут вдруг мелодрама, поэтому картина не стала кассовым хитом во Франции. Однако за рубежом, в частности в СССР, «Игрушка» пользовалась бешеной популярностью. В США фильм так полюбили, что сделали на него ремейк с Ричардом Прайором в главной роли. Да и французские зрители чуть позже поняли, что не разглядели шедевр. Критики тоже ругали фильм и Вебера называли никудышным режиссёром, которому лучше было бы оставаться сидеть за пишущей машинкой. Но не финансовые неудачи картины (они отразились на Ришаре, чья компания продюсировала «Игрушку»), ни критика соотечественников не подпортили отношения актёра и режиссёра. Ришар во всех интервью называет «Игрушку» своим самым любимым фильмом. Именно в «Игрушке» Вебер заставил его кривляться поменьше, открыв тем самым в нём новые грани актёрского таланта. А вот что говорил Вебер о работе с Ришаром над «Игрушкой» в 1998 году: «Если при этом я как-то помог ему, то и он, со своей стороны, помог мне снимать кино. На сей счет у нас было полное согласие».

Читай продолжение на следующей странице