Какие странные предметы были обнаружены при строительстве метро в Санкт-Петербурге

Через 30 лет, согласно генеральному плану Смольного, в северной столице России должны построить и сдать 4 линии метрополитена, а уже через 8 лет количество станций питерского метро обещают довести до 85.
Несвойственные для других метростроевцев неприятные открытия, с которыми приходится сталкиваться петербуржцам при строительстве подземки, имеют прежде всего природно-техногенный характер. Хотя некоторые исследователи склонны подмечать в подобных аномалиях нечто мистическое.

«Живые» плавуны

По мнению исследователя разного рода подземелий, российского диггера, пишущего свои книги об истории и обследовании подземных сооружений под псевдонимом Матвей Гречко, песчаные или супесчаные грунты с большим содержанием влаги, называемые плавунами, – самая неожиданная и наиболее неприятная «находка», с которой изначально пришлось столкнуться питерским метростроевцам. Плавуны имеют свойство разжижаться при механическом воздействии.

Как известно, Санкт-Петербург и сам был построен на болотистых почвах, и постоянная угроза того, что питерский метрополитен «поплывет», существует до сих пор. В 70-годах один из участков ленинградского метрополитена (Кировско-Выборгская линия) пришлось замораживать с применением жидкого азота – такой технологии прежде никто для этих целей не использовал. В 90-е плавун опять прорвался и новый тоннель после ремонта пустили только в начале нулевых.

Матвей Гречко, ссылаясь на впечатления диггеров, наделяет плавуны неким подобием разума: исследователи подземелий, по его словам, неоднократно наблюдали, как плавун «живет своей жизнью» – между микроскопическими организмами, обитающими в этой смеси воды, глины и песка, якобы существует взаимосвязь, напоминающая поведение муравьев в муравейнике. Не исключено, что эта сущность противится вторжению человека в свою среду и по-своему старается исторгнуть его, полагает Гречко. Писатель приводит примеры того, как вроде бы твердая почва под ногами диггера внезапно начинает «плыть», а супесчаная смесь приходит в движение, угрожая вобрать в себя человека.

… и здоровенные валуны

У начальника службы по связям с общественностью ОАО «Метрострой» Екатерины Гигиняк более прозаическое мнение по поводу находок, мешающих строительству санкт-петербургского метрополитена – кроме сильно обводненных грунтов при прокладке веток попадаются громадные камни – до полутора метров в диаметре. Спецтехника их не берет, строители вынуждены «выкорчевывать» из земли эти валуны вручную. Если глубина залегания такой находки достаточно большая, камни взрывают на месте. Этот метод практиковался еще в 60-х годах, когда прокладывали тоннель под Невским проспектом.

Как разъясняет Екатерина Гигиняк, геологоразведка не дает нужной полноты картины, поэтому подобные неожиданности в виде валунов могут возникнуть в любом месте, что сильно осложняет работу метростроевцам.

Читай продолжение на следующей странице