Порядок прощания с покойным у русских: кто из родных прощается первым

Похороны человека – древний ритуал, который объединяет родственников, друзей, соседей, коллег и знакомых покойного. И каждый обряд, совершаемый во время погребальной церемонии, четко регламентирован. Прощание с усопшим тоже должно соответствовать вековым традициям русских похорон. Даже очередность, согласно которой родные подходят к гробу, чтобы в последний раз взглянуть на покойного, установлена народными обычаями.

Социальный аспект
Русские погребальные традиции представляют собой причудливое сочетание православного ритуала с многочисленными языческими поверьями, сохранившимися с древних времен. Причем, с течением веков дохристианские обряды постепенно забывались и утрачивали свою значимость в народном сознании, что объясняется последовательно усиливавшимся влиянием официальной религии. Об этом этнограф Ирина Кремлева написала в статье «Похоронно-поминальные обычаи и обряды», которая вошла в сборник научных работ «Русские», опубликованный в 1997 г. Институтом этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая.

Причем, похороны имели отчетливо выраженный социальный аспект. И.А. Кремлева особо отметила, что « смерть односельчанина становилась событием в жизни всей деревни и касалась не только самых близких, но и всех окружающих». Кто-то из соседей или родственников приносил семье покойного деньги, кто-то помогал рыть могилу, изготавливать гроб, шить саван или обмывать усопшего. Все участвовали в погребении, кто как мог.

И все же, именно родные люди играли ключевую роль в этом обряде, именно они хоронили человека, взаимодействуя при этом с представителями церкви, дальними родственниками, соседями, друзьями и коллегами покойного.

Где и как прощались

Обряд прощания с усопшим обычно проходился на третий день после кончины человека, он проводился перед погребением. Согласно христианской традиции, гроб с умершим выносили из дома и везли в ближайшую церковь, где происходила панихида.

Известный писатель, фольклорист Федор Капица в книге «Тайны славянских богов. Мир древних славян. Магические обряды и ритуалы. Славянская мифология. Христианские праздники и обряды» (Москва, 2007 г.) отметил, что во время ритуала священник обращается к Всевышнему с просьбой принять душу покойного в Царствие Небесное, произносит специальную молитву и кропит гроб святой водой. В это время церковный хор исполняет положенные религиозные песнопения. Церемонию завершает напутствие священника усопшему и живым, присутствующим на отпевании.

Затем в церкви происходит прощание с покойником. Члены его семьи, родственники, друзья, коллеги и соседи поочередно подходят к гробу, прощаются с дорогим и близким человеком, при этом совершая так называемое последнее целование. Несмотря на название ритуала, прямого соприкосновения живых губ с мертвым телом не происходит: суеверные люди опасаются «подхватить» негативную энергетику, да и вероятность инфицирования нельзя исключать, если жизнь человека унесла болезнь. Поэтому участники панихиды целуют либо венец надо лбом покойного, либо икону, либо крест, расположенный у левой руки.

Читай продолжение на следующей странице